Гравитационная модель

 

В настоящее время перед предприятиями особо остро стоит проблема сбыта производимой продукции. Радиус зон влияния сбытовых точек предприятия может быть достаточно широким, что позволяет конкурентам, которые находятся в непосредственной близости к клиенту, иметь преимущества по срокам исполнения заказа, транспортным издержкам и иным дополнительным условиям. В связи с этим сбытовым подразделениям приходится реагировать ценовой политикой, теряя при этом процент маржи.

 

При моделировании факторов усиления маркетингового воздействия в регионе используется классической гравитационной модели. Суть ее состоит в исследовании пространственного взаимодействия городов, и их притяжения (гравитации) к рынку сбыта. Рассматриваются  города 1 и 2, которые осуществляют конкурентную борьбу за рынок сбыта иного города 3 (предполагаемая точка сбыта продукции предприятия). Модель показывает, что интенсивность рассматриваемых двух товарных потоков (I) в предполагаемую зону сбыта прямо пропорциональна численности населения в городах 1 и 2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния от них до рынка сбыта:

 

Гравитационная модель                                                               (1)

 

где Pi – численность населения в i-м городе;

      Ri3 – расстояние от города i до рынка сбыта 3;

      A – коэффициент пропорциональности.

 

Выражение (1) представляет собой классическую гравитационную модель, получившую свое название ввиду схожести формулы со всемирным законом тяготения Ньютона. Факторный анализ текущей ситуации на рынке может модифицировать классическую гравитационную модель.