Оптимизационные модели
Торговое предприятие в течение месяца осуществляет продажу товаров n товарных групп, каждая из которых включает r видов товара. На реализацию товара r-го вида каждой j-й товарной группы заданы верхний и нижний пределы товарооборота.
Задача состоит в том, чтобы построить экономико-математическую модель, позволяющую получить оптимальный месячный план продаж по каждому виду товара, обеспечивающий при заданной величине торговой прибыли максимальный объем товарооборота при следующих ограничениях на:
- площадь торговых залов на единицу товарооборота в натуральном выражении при реализации r-го вида товара из j-й группы;
- производственную площадь торгового предприятия, м2;
- месячный фонд времени работы продавцов квалификации l, чел.-ч;
- норматив товарооборота на группы продавцов квалификации l при реализации r-го вида товара из j-й группы в единицу времени;
- торговую прибыль от продаж единицы r-го вида товара из j-й группы, ден. ед.;
- среднюю розничную цену r-го вида товара из j-й группы, ден. ед.;
- месячный лимит издержек обращения статьи h, ден. ед.;
- расходы по h-й статье издержек обращения на 1 тыс. ден. ед. товарооборота по реализации r-го вида товара из j-й группы, ден. ед. / тыс. ден. ед.;
- плановый объем прибыли.
Оптимизационная задача размещения производства
где n – количество возможных пунктов размещения нового производства готовых изделий;
m – количество предприятий-потребителей продукции;
ci (≥ 0) – стоимость открытия производства в пункте i;
Mi (≥ 0) – максимально возможный объем производства в данном пункте;
cij (≥ 0) – затраты на производство и транспортировку продукции потребителю из региона i в регион j;
xij (≥ 0) – объем продукции i-го предприятия, необходимый для удовлетворения потребностей j-го потребителя;
yi – булева переменная, принимающая значение 1, если i-е предприятие открыто, и 0 – в противном случае;
pij – булева переменная, принимающая значение 1, если i-е предприятие обслуживает j-го потребителя, и 0 – в противном случае.
Экономический смысл целевой функции (1) заключается в минимизации суммарных затрат на открытие предприятий и обслуживание потребителей. Ограничение (2) требует удовлетворения потребностей всех потребителей. Неравенство (3) определяет возможность обслуживания потребителей только в открытых предприятиях и ограничивает сверху возможные объемы поставок продукции каждого предприятия.